Обзор железнодорожного рынка РФ в апреле-мае 2017 г.

В апреле 2017 г. позитивный тренд, заложенный в конце 2016 г., продолжился: погрузка составила 105,3 млн т (+3,9% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 205,0 млрд т-км (+8,0%).

Ключевые драйверы рост прежние: перевозка угля (+8,7%), нефти (+4,9%), черных металлов (+1,7%), лесных грузов (+2,4%), удобрений (+9,3%) и зерна (+6,3%). Упали к прошлому году перевозки строительных грузов (-5,5%), железной руды (-4,3%) и лома черных металлов (-7,1%).

Обзор железнодорожного рынка РФ в апреле-мае 2017 г.

Уголь: российские компании открывают новые возможности экспорта

Погрузка угля в апреле 2017 г. установила рекорд для данного месяца и составила 28,8 млн т (+8,7% к апрелю прошлого года). Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 119,9 млн т угля, что на 9,2% выше аналогичного периода 2016 г.

Положительная динамика перевозок по-прежнему обусловлена увеличением экспортных отправок: к апрелю прошлого года рост составил 15%. Основными потребителями, нарастившими импорт российского угля, стали Китай (+40%), Турция (рост в 2 раза), Польша (+70%), Япония (+7%), Великобритания (+5%) и Германия (в 3 раза). Как и ранее на фоне падения поставок на Украину (-40%) вырос объем отправок компаниям, зарегистрированным на Кипре.

В мае на станции «Дзержинская-Новая» Калининградской дороги начал работу первый в России терминал для отправки угля на экспорт по колее 1435 мм. Для эффективной работы терминала были организованы тяжеловесные маршруты с использованием вагонов нового поколения, а также удалось договориться с руководителями администраций железных дорог-транзитеров о предоставлении тарифных преференций на транзит всего объема угля, который, в 2017 г. может составить не менее 300 тыс. т, а в перспективе — увеличиться до 1 млн т.

Последствия урагана «Дебби» заставили японскую компанию JFE Holdings (второй по величине производитель стали в стране) задуматься о диверсификации импорта коксующегося угля, чтобы снизить зависимость от поставок из Австралии. По словам президента JFE Holdings, компания намерена закупать больше угля в таких странах, как Мозамбик, Россия и Канада.

На рынке по-прежнему сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортных перевозок российского угля.

Нефть и нефтепродукты: ожидаемый рост экспорта

Погрузка нефти и нефтепродуктов в апреле 2017 г. выросла к прошлому году на 5,0% и составила 19,3 млн т. Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 80,5 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 1% выше аналогичного периода прошлого года.

Экспортный грузопоток вырос в Италию (+8%) и Китай (в 1,5 раза). На фоне улучшения политического климата по-прежнему растут поставки нефти и нефтепродуктов в Белоруссию (в 1,5 раза) и Турцию (в прошлом году поставки почти не осуществлялись).

Следует отметить рост погрузки сырой нефти (+26%) и мазута (+4,7%), что обусловлено низкой базой аналогичного периода 2016 г.

Несмотря на положительную динамику говорить о существенном восстановлении объемов перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом не приходится.

Строительные грузы и цемент: восстановления пока не предвидится

Погрузка строительных грузов в апреле 2017 г. составила 12,1 млн т (-5,5% к апрелю прошлого года), цемента — 2,3 млн т (соответствует уровню прошлого года). Всего с начала 2017 г. по железной дороге было отправлено 40 млн т строительных грузов и 6,9 млн т цемента, что ниже аналогичного периода прошлого года на 3,7% и 1,4% соответственно.

Активность в строительной отрасли РФ продолжает снижаться. По данным Росстата, за апрель 2017 г. было введено 4,2 млн жилья, что на 11,4% меньше результата аналогичного период прошлого года. Всего с начала года показатель упал на 14,8%.

В Крыму 12 мая официально приступили к строительству федеральной трассы «Таврида», которая станет одной из самых современных скоростных трасс юга России и соединит Керченский мост, Симферополь и Севастополь. Реализация будет завершена к 2020 году, а первую часть ‒ Керчь-Симферополь ‒ собираются ввести в эксплуатацию вместе с Крымским мостом в 2018 г. Однако существенного влияния на перевозку строительных материалов железнодорожным транспортом проект не окажет, т.к. материал планируется поставлять с месторождений Крыма, и потребность в дополнительных поставках щебня может возникнуть только при нехватке мощностей в регионе.

В настоящее время на рынке отсутствуют предпосылки для восстановления объемов перевозок строительных материалов.

Черные металлы: рост погрузки не прогнозируется

Погрузка черных металлов в апреле 2017 г. составила 6,1 млн т (+1,7% к апрелю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 23,9 млн т черных металлов, что на 0,1% выше аналогичного периода прошлого года.

Перевозки на внутренних направлениях в апреле снизились на 7%, тогда как экспорт увеличился на 8%: в США (в 2,3 раза), Индонезию (поставки не осуществлялись в прошлом году) и Турцию (+20%).

В начале мая «Газпром» начал строительство участка Турецкого потока в Черном море, что может способствовать увеличению перевозок черных металлов железнодорожным транспортом. Проект предусматривает прокладку двух ниток газопровода мощностью 15,75 млрд м³ в год каждая (суммарная мощность — 31,5 млрд м³) с возможностью расширения до четырех ниток на емкость 63 млрд м³. Эксперты «Сталепромышленной компании» прогнозируют прирост в объемах выпуска сварных труб на 3-7%.

Несмотря на то, что период май-июль считается пиковым по потреблению металлопродукции, по оценке экспертов, в 2017 г. ожидается смещение на один месяц из-за профицита в большинстве сегментов на вторичном рынке. Пополнение складов торговыми компаниями не планируется вплоть до наступления лета. Возможное увеличение экспорта маловероятно в связи с обострением конкуренции на внешних рынках, в результате чего загрузка мощностей российских производителей не превысит 65%.

Железная и марганцевая руда: снижение экспорта из-за падения китайского спроса

Погрузка руды в апреле 2017 г. составила 9,0 млн т (-4,3% к апрелю прошлого года). Всего с начала года было отправлено 35,6 млн т руды, что на 0,6% ниже аналогичного периода прошлого года.

Внутренние перевозки выросли на 4%, а экспорт снизился на четверть к уровню прошлого года. Основное падение экспорта произошло в Китай (вдвое). Кроме того, почти прекратились поставки на Украину.

По оценке экспертов, с наступлением лета спрос на руду в Китае может снизиться из-за ограниченности складских мощностей в портах, а также на фоне реализации государственной программы по сокращению избыточных сталелитейных мощностей.

В среднесрочной перспективе вновь ожидается дальнейшее сокращение перевозок руды железнодорожным транспортом.

Лесные грузы: ожидаемое возобновление роста

Погрузка лесных грузов в апреле 2017 г. составила 4,2 млн т (+2,4% к апрелю прошлого года). Всего с начала года было отправлено 15 млн т лесных грузов, что на 3,7% выше аналогичного периода прошлого года.

Внутренние перевозки увеличились на 5%, тогда как рост экспорта составил 1,5%. Увеличения экспорта по-прежнему шло за счет Китая — поставки в страну выросли на 8% к уровню прошлого года.

На внутреннем рынке драйвером роста остается деревянное домостроение, которому присваивается один из основных приоритетов в программе развития Лесопромышленного комплекса РФ до 2030 г., в настоящее время разрабатываемой Министерством промышленности и Торговли.

Власти в отдельных регионах уже поддерживают курс на деревянное домостроение. Так, жители Ямала смогут получить социальную выплату от государства на строительство деревянного дома. На эти цели из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа выделено 50 млн рублей. Размер социальной выплаты составит 50% от стоимости дома.

Лесопромышленный холдинг Segezha Group (входит в АФК «Система») планирует построить в городе Соколе Вологодской области завод по производству CLT-панелей для деревянного домостроения. По словам президента компании, реализация проекта позволит предприятию сделать серьезный рывок, перейдя от индивидуального к массовому деревянному домостроению. Запуск перерабатывающего производства в Соколе намечен на 2019 г., а инвестиции в проект оцениваются в 10-15 млн евро.

В среднесрочной перспективе перевозки лесных грузов могут умеренно расти.

Зерно и продукты перемола: из-за недовывоза образовались значительные складские запасы

Погрузка зерна в апреле 2017 г. составила 1,7 млн т (+6,3% к апрелю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 6,7 млн т зерна, что на 1,8% выше аналогичного периода прошлого года.

Внутренние перевозки сократились на 3%, тогда как рост экспорта составил более чем 10%. Импорт российского зерна нарастили Египет (рост вдвое), Турция (в 6 раз) и Израиль (в 5 раз).

По словам директора департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игоря Павенского, Египет не только сохранил лидерство среди импортеров российского зерна, но и завершил апрель с рекордным отрывом от остальных стран. Такого результата удалось достичь в связи с самыми большими за последние годы закупками российской пшеницы со стороны государственной компании GASC, которые продолжаются, несмотря на завершение сезона.

Рост поставок в Турцию обусловлен снятием в апреле заградительной пошлины для российской продукции в 130%.

Минсельхоз США опубликовал новый прогноз мирового экспорта пшеницы, согласно которому, Россия уступила место лидера США. Штаты могут поставить на мировой рынок 28,17 млн т пшеницы, а Россия — 28 млн т (Минсельхоз же прогнозирует более низкий уровень — 27 млн т).

По словам президента РЗС А. Злочевского, экспортеры находятся в сложной ситуации. Из-за укрепления рубля, а также периодических ограничений со стороны стран-импортеров рекордный экспортный потенциал – около 40 млн т зерна ‒ не был реализован. В результате запасы на конец сезона 2016/17 г. могут вырасти до 21 млн т, что в 1,9 раза больше, чем в прошлом сезоне.

Новый урожай в России также ожидается высокий — 110 млн т, что грозит резким падением внутренних цен. Велики риски значительных потерь зерна, находящегося на хранении, констатирует Злочевский. Поэтому зерновая отрасль крайне заинтересована в скорейшем поиске импортеров, готовых в кратчайшие сроки заместить традиционных покупателей российского зерна, в том числе Турцию. При наличии альтернативных рынков сбыта можно ожидать рост перевозок зерна железнодорожным транспортом.

Химические и минеральные удобрения: Украина ввела пошлины на российский карбамид

Погрузка удобрений в апреле 2017 г. составила 4,7 млн т (+9,3% к апрелю прошлого года). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 19 млн т удобрений, что на 4,7% выше аналогичного периода прошлого года.

Рост экспорта к прошлому году составил 6%: поставки российских удобрений нарастили Украина (в 2,3 раза), Китай (+9%), Бразилия (+15%) и Турция (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).

В середине мая Украина ввела антидемпинговые пошлины на удобрения из России. Пошлина в размере 31,84% будет применяться ко всем производителям карбамида и КАС (карбамидно-аммиачной смеси) происхождением из РФ. Представитель основного поставщика карбамида на Украину «Еврохим» сообщил о намерении оспорить эти пошлины. Компания, владеющая торговой сетью на Украине, считает эту меру незаконной и намерена обратиться в украинские суды.

Поставки российской продукции при этом планируется заменить импортом в дистрибьюторскую сеть «Еврохима» из других регионов мира, т.к. все предприятия Украины, производящие удобрения на внутренний рынок, в настоящий момент остановлены, и решений по их запуску нет. А аграрный рынок Украины, выросший в прошлом году на 30%, требует поставок большого количества удобрений.

По оценке представителя «Еврохима», сравнительно небольшой объем карбамида, поставлявшийся на Украину, может быть перераспределен на другие рынки, в том числе в США, которые в декабре 2016 г. отменили аналогичные пошлины для России. Однако американский рынок пока не привлекателен, т.к. запуск большого количества новых азотных заводов в стране в последние годы вызвал перепроизводство на локальном рынке, которое ведет к обострению конкуренции и снижению цен.

В краткосрочной перспективе возможно снижение экспортного грузопотока минеральных удобрений, которое может быть скорректировано по мере поиска импортеров.

На фоне выросшего спроса ставки продолжают расти

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

В апреле 2017 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 4,8 тыс. ед. (3,3 тыс. ед. — полувагоны), что в 2,3 раза выше результатов апреля 2016 г. (2,1 тыс. ед.), но ниже на 17% уровня предыдущего месяца.

Спрос на полувагоны соответствует списанию: списание полувагонов в апреле составило 3,3 тыс. ед. Всего было списано 5,5 тыс. ед. подвижного состава.

Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав — 987 тыс. ед. На начало мая неисправный парк — 74,3 тыс. ед., профицит — 64 тыс. ед. (из них полувагонов — всего 2 тыс. ед.).

В мае нижняя граница диапазона ставок на полувагоны на тележке 18-100 и ее аналогах выросла на 150 руб. до 1 300 – 1 400 руб./сутки. Большинство участников рынка стараются заключать лишь краткосрочные договоры по аренде (в среднем на три месяца) и связывают это с частым пересмотром цен на полувагоны. Собственники сводят к минимуму объемы парка, предоставляемого по долгосрочным (от года) контрактам, т.к. считают невыгодным фиксирование текущих ставок. В последующие месяцы большинство респондентов прогнозируют рост стоимости краткосрочной аренды ориентировочно на 50-100 руб./сутки.

Назад к списку новостей